Четверг, 28 марта 2024

Вячеслав Заренков: «Балет дает тебе шанс задуматься»

Вячеслав Адамович Заренков – заслуженный строитель Российской Федерации, прошел путь от рабочего-арматурщика до начальника управления и в 1987 году создал строительную компанию «ЛенСпецСМУ», которая сегодня выросла в компанию федерального масштаба — группу «Эталон». Под руководством В.А. Заренкова было построено более 5,8 млн кв. метров недвижимости в Санкт-Петербурге, Москве и Московской области. Сегодня в рамках международного социально-культурного проекта В. А. Заренкова «Созидающий мир» строятся и восстанавливаются храмы в Санкт-Петербурге, на Архангельской земле, в Белоруссии, Сербии, Болгарии и на Кипре. Но интересы Вячеслава Адамовича никогда не ограничивались лишь работой. Он пишет картины, стихи, прозу, помогает художникам и артистам, строит церкви и монастыри. В своем интервью «Вестнику Кипра он рассказывает об удивительной истории создания двух балетов и о международном греко-славянском фестивале искусств «КипРус», который пройдет в деревне Эпископьо 1 мая.

sozidauschy mir

1117 54 Вячеслав Заренков– Вы являетесь автором либретто к балетам «Три маски короля» и «Орр и Ора». Их отличает философская направленность. Чем еще они примечательны, и как получилось, что в вашей жизни появился балет?

– К балету я пришел неожиданно, нечаянно. Я написал несколько книг, и, когда заканчивал третью, появилась очень интересная мысль создать произведение под названием «Люди-маски». Долго не знал, как назвать его: рассказ, повесть, роман… Начал писать. В голову заложил философский смысл о том, что каждый человек рождается чистым и сразу заявляет о себе: «Я есть я». А затем в возрасте 13-15 лет приходит внутреннее познание, когда он начинает примерять некие маски. И уже во взрослом возрасте каждый человек надевает определенную маску.

Многие люди носят эти маски с удовольствием, не обращая внимания на то, что это всего лишь маска. Происходит это, потому что внутреннее «Я» преодолевает эту самую маску, и она уже не играет особой роли.

А есть люди (в основном представители власти), которых маска спустя два-три года начинает побеждать. Он думает, что маска – это и есть он сам. К примеру, губернатор думает, что люди приходят с цветами к нему, а на самом деле они видят перед собой маску. И стоит ее сорвать, как человек тут же чувствует себя растерянно.

Бывают моменты, когда маски поглощают людей, побеждают, когда внутри человека случается борьба добра и зла.

Я очень долго мучился над этой работой, не знал, как ее развить и как закончить. В своих произведениях я обычно стараюсь не затрагивать тему политики, но в этом без нее не обходится, потому что мы говорим о добре и зле, а именно о том, что власть и деньги порождают зло. Композитор Михаил Крылов предложил сделать это произведение в форме сказки, перенести действие в средние века. Я быстренько набросал сюжет рассказа, а потом, размышляя над темой, пришел к следующей мысли: все-таки маска, с одной стороны – отражение чьей-то личности, а с другой – что-то театральное. Поэтому мне стало интересно то, как это все будет выглядеть в движении – в форме балета.

Я написал либретто для балета под названием «Три маски короля». Миша в то время заболел, перенес операцию на глазах. Я пришел к нему и попросил начать писать музыку к балету. Я читал произведение, а он сочинял. Композицию он написал за две недели, будучи с повязкой на глазах. Он просто молодец!

Балету дали новое философское направление. И тут перед нами встал вопрос: где его ставить? Мы сначала сделали музыкальный показ в филармонии. Артист под музыку зачитывал отрывки либретто, а на экране показывалось видео с подобранными движениями. Прошло на ура!

Мы начали искать хореографа. Долго не могли найти. Наконец, мой хороший знакомый балетмейстер Юрий Смекалов решил попробовать сам. За неделю он набросал свое видение движений и масок. Я был поражен тем, насколько мы сошлись во взглядах на то, как это философское направление балета показать в движении. Когда мы впоследствии разговорились, я понял, что наши фантазии чудесным образом совпали.

– Сколько времени ушло на подготовку к премьере?

– В общем и целом пять лет. Мы сначала не понимали, где ставить, как ставить и с кем. Примерно 2,5 года у нас был перерыв, и мы вообще ничего не делали. И потом мы снова вернулись к замыслу. Это случилось уже после того, как успешно поставили другой балет «Орр и Орра» в большом театре оперы и балета г. Минска. Изучив возможности Юрий предложил поставить балет в Самаре, ему там все понравилось, и мы сказали: «Приступаем к работе, вперед!». На подготовку нового балета ушло примерно еще почти полтора года.

– Какая основная идея заложена в этом балете?

– «Три маски короля» – это что-то необычное, своего рода прорыв. Люди пока не обратили внимание на это событие, так как не было пока еще серьезной раскрутки. Сейчас идет показ в Самаре, потом планируем показы в Санкт-Петербурге, Москве и зарубежье. Возможно, и в Париже.

В балете всегда можно показать чувства… Но мы еще и призываем зрителя пофилософствовать, задуматься о добре и зле, о том, кто ты есть, что дает тебе власть, что дают тебе деньги, что дает тебе жизнь и в каком направлении тебе двигаться.

В последней сцене народ поднимает короля на пьедестал, и он снова надевает маску, которая служит олицетворением зла, но потом внезапно вспоминает о том, что надо нести добро, и он не должен впредь быть жестоким. Он разрывает маску – но половину ее все-таки оставляет. И что происходит? С одной стороны, его тянет зло, с другой – добро… Так и в жизни бывает.

1117 54 балет2

1117 54 балет3

1117 54 балет4

– Как пришла идея создания балета «Орр и Ора»?

– Это правдивая история. Однажды вечером, уже перед сном, я услышал стук на балконе, не просто стук – грохот! Подхожу – никого нет. Ложусь – опять грохот. Выхожу и вижу: сидит орел… На Кипре. Ночью. Орел. Такого же не бывает! Но это факт. Я начал с ним разговор, а он мне клювом щелкает, и звуки странные издает. Я ему говорю: «Поспи, утро вечера мудренее». Так он и сделал, до утра просидел. Утром я поднял его, и он улетел. Покружил в небе и сел на другой балкон. Грохот, бьется стекло. Он снова взлетает, а за ним орлица. Улетели вдвоем в горы.

Как потом оказалось, одна семья купила пару – орла и орлицу. В силу семейных неурядиц супруги разошлись, поделив между собой орлов. А потом орел прилетел за орлицей, а хозяин – вслед за ним – за своей любимой. Так орлы соединили людей. И так у меня появился рассказ «Орлы и люди».

Я написал его сразу же на следующий день, после того как это случилось, за один день буквально. А потом подумал: «Почему бы не написать музыку и не поставить балет?» И вот мы уже в Большом театре оперы и балета республики Беларусь с премьерой. Аншлаг. Успех. Я рад, что эта история так понравилась людям.

– А что насчет международного греко-славянского фестиваля искусств «КипРус»? Как пришла идея его организации, и почему выбрали именно такой формат и название?

– Изначально, когда в Эпископьо вместо храма еще был только пустырь, мы общались с Владыкой Исаией и пришли к мысли о том, что все, что будет возведено на нем, должно служить нашей общей философии. Так и получилось, что два мировоззрения слились воедино. Владыка, пояснил, что для него главное, чтобы на площадке происходило воссоединение народов. Он приглашает всех людей, конечно же в первую очередь православных со всего мира, но он с пониманием относится и к католикам, и к мусульманам, и это, я считаю, нормально. Ну а мы создавали свой «Созидающий мир» в противовес конфликтам, всяким неприятным обстоятельствам и ситуациям для того, чтобы посредством искусства сближать людей между собой. Наши философии сближения – его и моя – реализовались на этой площадке. Они – киприоты, мы – русские. Поэтому и назвали «КипРус».

– В прошлом году фестиваль посетили девять тысяч человек. Что ожидается в этом?

– Мы приглашали выступать всех, кто желает, поэтому был своего рода «винегрет» в концертной программе: киприоты, греки, русские, профессионалы и любители.. В этом году мы решили, что должны быть три звезды кипрские, три российские. Мы хотим видеть звезд, которые могут на высоком уровне представить концертную программу. Второе изменение заложено в следующей философии. Мы планируем подключить к фестивалю не только русских и киприотов, а привлечь армян, грузин. Устроим парад народов. У каждой национальности будет возможность показать что-то свое, что-то интересное. Устроим выставку лучших православных храмов мира, 38 фотографий будут высечены на алюминиевом полотне и представлены народу. Наши фотографы постарались и собрали коллекцию фотографий красивейших храмов со всего мира. Будет выставка истории православия и много развлечений для детей. Перед этим, 28 числа, в храм привезут мощи Андрея Первозванного, что является очень важным событием для верующих людей.

– Уже решили, кто будет выступать на фестивале?

– Да, конечно, это не секрет. Это Юрий Охочинский, Владимир Целебровский и, скорее всего, Пелагея. Разумеется, в газете и на сайте будет опубликована программа фестиваля.

– Почему проведение фестиваля назначено на 1 мая?

– Во-первых, этот день у всех выходной, во-вторых, на майские праздники на Кипр приезжают туристы из России, в-третьих, 1 мая – день мира, спокойствия. Дата очень хорошая и подходит нашей философии сближения людей.

– Какие еще планы на этот год?

– Помимо фестиваля, мы активно начнем процесс строительства планетария. Для того, чтобы быть эксклюзивными в своем роде, хотим создать несколько своих фильмов для показа в этом учреждении. Один из них будет называться «Сотворение мира». Это очень большая и объемная тема. Был объявлен конкурс на лучший сценарий. Из тех, что мы получили, 90% были признаны неудачными сразу же, так как они не отражают нашей философии. Я объяснил, что мы хотим поставить не драматический фильм, а такое произведение, которое даст с религиозной точки зрения и на базе научного объекта понятие начала божественного сотворения мира. Остались четыре сценария. Сложная задача, но мы все равно будем ее решать. Надеюсь, за год закончим и планетарий, и фильм о создании мира.

Хотим в сентябре выставить на кипрском кинофестивале три фильма. Один из них – «Путь к Храму». В нем рассказывается о строительстве русского православного Храма Андрея Первозванного на Кипре. Режиссер Анна Драницына описала этот процесс путем воплощения образов реальных людей. Каждый из трех героев — отдельная история, художественный портрет, показывающий, насколько по-разному можно прийти к вере, к храму.

Второй фильм – из серии «Забытые великие». Началось с того, что мы нашли список выдающихся людей XVIII-XIX веков, где наверху рукой В.И. Ленина было написано: «Предать забвению». Мы решили посвятить этим людям десять фильмов. Пока сделали три. Один – про Петра Губонина. Он родился в деревне, в семье каменщика, был абсолютно нищим, имел всего три класса образования. Но к 35 годам стал третьим крупным предпринимателем в стране. Вся Европа пользовалась услугами его металлургического завода. Второй фильм – про Николая Верещагина, старшего брата известного художника. Мало кто знает, что его рецептами и технологиями пользовались сыроварни в Швейцарии. Третий фильм посвящен отцу Михаила Кутузова. Илларион Матвеевич был великим инженером: дороги в С.-Петербурге, Инженерная улица, половина Невского проспекта были построены именно им.

Посмотреть фильмы можно будет на предстоящем фестивале.

Также мы занимаемся возведением храма Рождества Христова в С.-Петербурге. В этом же городе заканчиваем строительство храма Ксении Блаженной.

Беседовала Наталия КАРДАШ

 

Share on vk
Share on odnoklassniki
Share on email
Share on twitter
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on skype
Share on telegram
Share on facebook
Подписка на новости
Еженедельный дайджест новостей
"Вестника Кипра"
Подпишитесь бесплатно прямо сейчас!
Подписка на новости

Подпишитесь на еженедельный дайджест новостей “Вестника Кипра” бесплатно прямо сейчас!

    1            Application of terms

    1.1        These Terms apply to your use of the Website. By accessing and using the Website:

    a            you agree to these Terms; and

    b            where your access and use is on behalf of another person (e.g. a company), you confirm that you are authorised to, and do in fact, agree to these Terms

    on that person’s behalf and that, by agreeing to these Terms on that person’s behalf, that person is bound by these Terms.

    1.2        If you do not agree to these Terms, you are not authorised to access and use the Website, and you must immediately stop doing so.

     

    2            Changes

    2.1        We may change these Terms at any time by updating them on the Website. Unless stated otherwise, any change takes effect immediately. You are       responsible for ensuring you are familiar with the latest Terms. By continuing to access and use the Website, you agree to be bound by the changed

    Terms.

    2.2        We may change, suspend, discontinue, or restrict access to, the Website without notice or liability.

    2.3        These Terms were last updated on 29th May 2020.

     

    3            Definitions

    In these Terms:

    including and similar words do not imply any limit

    Loss includes loss of profits, savings, revenue or data, and any other claim, damage, loss, liability and cost, including legal costs on a solicitor and own client basis

    personal information means information about an identifiable, living person

    Terms means these terms and conditions titled Terms and conditions of use

    Underlying System means any network, system, software, data or material that underlies or is connected to the Website

    We, us or our means VESTNIK KIPRA Group

    Website means https://vkcyprus.com/

    You means you or, if clause 1.1b applies, both you and the other person on whose behalf you are acting.

     

    4            Your obligations

    4.1        You must provide true, current and complete information in your dealings with us and must promptly update that information as required so that the

    information remains true, current and complete.

    4.2        You must:

    a not act in a way, or use or introduce anything (including any virus, worm, Trojan horse, timebomb, keystroke logger, spyware or other similar feature) that in any way compromises, or may compromise, the Website or any Underlying System, or otherwise attempt to damage or interfere with the Website or any Underlying System; and

    b unless with our agreement, access the Website via standard web browsers only and not by any other method. Other methods include scraping, deep-linking, harvesting, data mining, use of a robot or spider, automation, or any similar data gathering, extraction or monitoring method.

    4.3 You indemnify us against all Loss we suffer or incur as a direct or indirect result of your failure to comply with these Terms.
     

    5            Intellectual property

    We (and our licensors) own all proprietary and intellectual property rights in the Website (including all information, data, text, graphics, artwork, photographs, logos, icons, sound recordings, videos and look and feel), and the Underlying Systems.

     

    6            Disclaimers

    6.1        To the extent permitted by law, we and our licensors have no liability or responsibility to you or any other person for any Loss in connection with:

    a the Website being unavailable (in whole or in part) or performing slowly;

    b any error in, or omission from, any information made available through the Website;

    c any exposure to viruses or other forms of interference which may damage your computer system or expose you to fraud when you access or use the Website. To avoid doubt, you are responsible for ensuring the process by which you access and use the Website protects you from this; and

    d any site linked from the Website. Any link on the Website to other sites does not imply any endorsement, approval or recommendation of, or responsibility for, those sites or their contents, operations, products or operators.

    6.2        We make no representation or warranty that the Website is appropriate or available for use in all countries or that the content satisfies the laws of all

    countries. You are responsible for ensuring that your access to and use of the Website is not illegal or prohibited, and for your own compliance with

    applicable local laws.

     

    7            Liability

    7.1        To the maximum extent permitted by law:

    a you access and use the Website at your own risk; and

    b we are not liable or responsible to you or any other person for any Loss under or in connection with these Terms, the Website, or your access and use of (or inability to access or use) the Website. This exclusion applies regardless of whether our liability or responsibility arises in contract, tort (including negligence), equity, breach of statutory duty, or otherwise.

     

    8            Privacy policy

    8.1        You are not required to provide personal information to us, although in some cases if you choose not to do so then we will be unable to make certain sections of the Website available to you. For example, we may need to have your contact information in order to provide you with updates from our Website.

    8.2        The personal information you provide to us is collected and may be used for communicating with you, statistical analysis, the marketing by us of products

    and services to you, credit checks (if necessary), and research and development.

    8.3        We may also collect technical information whenever you log on to, or visit the public version of, our Website. This may include information about the way

    users arrive at, browse through and interact with our Website. We may collect this type of technical information through the use of cookies and other

    means. Cookies are alphanumeric identifiers that we transfer to your computer’s hard drive to enable our systems to recognise your browser. If you want

    to disable cookies, you may do so by changing the settings on your browser. However, if you do so, you may not be able to use all of the functions on the

    Website. We use the technical information we collect to have a better understanding of the way people use our Website, to improve the way it works and

    to personalise it to be more relevant and useful to your particular needs. We may also use this information to assist in making any advertising we display

    on the Website more personalised and applicable to your interests.

    8.5        Generally, we do not disclose personal information to third parties for them to use for their own purposes. However, some of the circumstances in which

    we may do this are:

    a            to service providers and other persons working with us to make the Website available or improve or develop its functionality (e.g. we may use a third

    party supplier to host the Website);

    b I         n relation to the proposed purchase or acquisition of our business or assets; or

    c            where required by applicable law or any court, or in response to a legitimate request by a law enforcement agency.

    8.6        Any personal information you provide to us may be stored on the secure servers of our trusted service providers

     

    9            Suspension and termination

    9.1        Without prejudice to any other right or remedy available to us, if we consider that you have breached these Terms or we otherwise consider it

    appropriate, we may immediately, and without notice, suspend or terminate your access to the Website (or any part of it).

    9.2        On suspension or termination, you must immediately cease using the Website and must not attempt to gain further access.

     

    10         General

    10.1      If we need to contact you, we may do so by email or by posting a notice on the Website. You agree that this satisfies all legal requirements in relation to written communications.

    10.2      These Terms, and any dispute relating to these Terms or the Website, are governed by and must be interpreted in accordance with the laws of the

    Republic of Cyprus.

    Each party submits to the non-exclusive jurisdiction of the Courts of the Republic of Cyprus in relation to any dispute connected with these Terms or the

    Website.

    10.3      For us to waive a right under these Terms, the waiver must be in writing.

    10.4      Clauses which, by their nature, are intended to survive termination of these Terms, including clauses 5, 6, 7, 10.1, continue in force.

    10.5      If any part or provision of these Terms is or becomes illegal, unenforceable, or invalid, that part or provision is deemed to be modified to the extent

    required to remedy the illegality, unenforceability or invalidity. If a modification is not possible, the part or provision must be treated for all purposes as

    severed from these Terms. The remainder of these Terms will be binding on you.

    10.6      These Terms set out everything agreed by the parties relating to your use of the Website and supersede and cancel anything discussed, exchanged or

    agreed prior to you agreeing to these Terms. The parties have not relied on any representation, warranty or agreement relating to the Website that is not

    expressly set out in the Terms, and no such representation, warranty or agreement has any effect from the date you agreed to these Terms.