Что значит «святой»? Какие бывают святые? Зачем нужна церковная канонизация? Как Церковь причисляет людей к лику святых? Почему считается, что нужно молиться Богу через святых? Ответы на все вопросы – в этом материале.
ЧТО ЗНАЧИТ «СВЯТОЙ»
В русском языке слово «святой» (по-славянски «святый»), означает взятый свыше, с неба. Греческое «агиос» переводится как неземной, древнееврейское «кодеш» можно перевести как отделенный, отрезанный, иной. Итак, святой — значит Божий, тот, в ком «изобразился» Бог.
ЧТО ЗНАЧИТ «СВЯТАЯ ЦЕРКОВЬ»
Когда в Символе Веры мы называем Церковь Святой, это не означает, что Церковь состоит из святых людей, это значит, что Церковь — Божия. Святость Церкви и ее членам дает Бог.
КАКИЕ БЫВАЮТ СВЯТЫЕ
Традиционно выделяют 9 ликов (типов) святости.
1. Апостолы — последователи Христа, призванные Им лично. Это 12 ближайших учеников и апостолы от 70-ти. Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными. Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета и основали первые Церкви. Главное свидетельство жизни Христа — Евангелие, записали апостолы-евангелисты: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Их часто изображают со свитком или книгой — Евангелием.
2. Равноапостольные — святые, обратившие ко Христу целые страны и народы (напр. святой князь Владимир). В изображении этого лика святых часто присутствует Крест — символ крещения.
3. Преподобные — монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу». Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.
4. Пророки — в Ветхозветные времена сообщали людям волю Божию, возвещали о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного — Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.
5. Бессребренники — христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. К ним относят святых врачей, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд (святой Пантелеимон Целитель). Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.
6. Благоверные — цари и князья прославляются в чине благоверных за служение Церкви и своему народу, благочестивую жизнь, дела милосердия, укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах — хитонах.
7. Мученики — святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На иконе мученик, если он не был священником или монахом, скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.
8. Юродивый (блаж.) — добровольно принявший на себя образ безумного. Христа ради юродивые обличали грех и беззаконие. (Андрей Юродивый, Василий Блаженный). Блаженными по традиции называют также некоторых древних святых, которые не имеют отношения к чину юродивых, а являются святителями или преподобными. Например, прп. Иеронима Стридонского, св. Августина и других.
9. Праведные — миряне и священнослужители из белого духовенства (не монахи), почитаемые за праведную жизнь. К этому лику причисляют и ветхозаветных патриархов — праотцев (Авраам, Иаков).
ЧТО ТАКОЕ КАНОНИЗАЦИЯ
Канонизация – это официальное причисление Церковью к лику святых, их торжественное, общецерковное прославление. Церковь не назначает тех или иных людей святыми, и не во власти Церкви сделать кого-либо святым или исторгнуть из их числа. Церковь только констатирует факт святости того или иного человека, факт, который проявился в правой вере, праведной жизни, в чудесах после смерти. Церковная канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах.
ЗАЧЕМ НУЖНА ЦЕРКОВНАЯ КАНОНИЗАЦИЯ
Канонизация не нужна святому, она нужна нам. Это как подтверждение, что путь жизни святого есть путь настоящего сына православной Церкви, это верный путь. Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда, от Бога они получили уже все. Святых канонизируют как пример для других христиан, для прославления и почитания почившего человека.
КАК ЦЕРКОВЬ ПРИЧИСЛЯЕТ ЛЮДЕЙ К ЛИКУ СВЯТЫХ
Канонизировать можно человека исключительно после его смерти. Только проследив за его жизнью до самой смерти и увидев, как он умирал, можно понять — действительно ли этот человек был праведником. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей. Канонизация — длительный процесс, занимающий десятилетия, а иногда и столетия.
КАК ПОСЛЕ СМЕРТИ ЧЕЛОВЕКА ПОНЯТЬ ЕГО СВЯТОСТЬ
Для канонизации необходимо, чтобы после смерти этого человека святость его была подтверждена Богом. Как это возможно? Это чудеса, исходящие от могилы или останков святого, или происходящие в ответ на молитву к нему.
ПОЧЕМУ СЧИТАЕТСЯ, ЧТО НУЖНО МОЛИТЬСЯ БОГУ ЧЕРЕЗ СВЯТЫХ
Мы верим, что смерти как исчезновения души нет; что после физической смерти душа человека продолжает жить еще более активной в духовном отношении жизнью. А значит, что ничего не мешает Святым и после отшествия из сего мира, по переселении на небеса, помогать людям. Помимо этого, в Святом Писании есть немало примеров, где сам Господь повелевает просить молитв праведника.
МЫ НЕ ОДНИ!
Прийти ко Христу — значит прийти в Церковь. Мы присоединяемся к огромной семье, которая простирается на все континенты и на тысячелетия истории. У нас есть отцы, и матери, и старшие братья, которые помнят о нас, молятся о нас и окружают нас своей невидимой, но несомненно реальной заботой. Поэтому вместе со всей Церковью мы взываем: «Все святые, молите Бога о нас!»
Мы молимся вместе со всеми христианами по всему лицу земли, а также и с Матерью Божией, апостолами, мучениками и всеми святыми, которые уже вошли в Царство Божие до нас. Смерть не может расторгнуть этого единства веры, потому что в центре его стоит Победитель смерти — Христос.
Благодарим журнал «Фома» foma.ru за предоставленные материалы.
Изображение в начале статьи: В. Васнецов. Крещение Руси